Воскресенье, 05.05.2024, 05:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Хлыстунова Галина Ивановна

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа над связной речью учащихся в начальной школе

В  жизни человек пользуется  связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, статьи, отчеты, ведет свой дневник,  составляет акты и протоколы, заявления и объявления, заполняет анкеты и т.п. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой едино целое, имеет тему, выполняет определенную функцию, обладает относительной самостоятельностью и законченностью.

Начиная с начальной школы,  ведётся работа над  следующими  видами связной речи:

-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики;

устный пересказ прочитанного  (в его различных вариантах);

устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;

рассказывание художественных текстов, заученных на память;

импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества;

письменные изложения образцовых текстов;

перестройка  данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование  рассказов и пр.) как устно, так и письменно;

диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);

различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

письменные сочинения разнообразных типов;

статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, т.е. в сущности сочинения особых жанров;

письма;

деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.

Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми пользуются младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.

 Представлена и устная речь, и письменная; преобладает речь монологическая, однако есть и диалог. Материал самый разнообразный: от наблюдений, почти документальных записей до живого, творческого воображения в рассказах и импровизируемых сказках. Язык: от поэтического текста, заучиваемого наизусть, до лаконичного языка телеграммы. Жанры: от простого повествования о происшедшем, о наблюдаемых событиях до драматизированного рассказа.

Некоторые  упражнения  выполняются в  условиях урока, а иные дома. Различна и степень самостоятельности учащихся  при  составлении текстов: от подражания данным образцам до творческого сочинения, рассказа.

По степени самостоятельности учащихся упражнения в связной речи могут быть разделены на следующие типы: работы, выполняемые по образцу; конструктивные упражнения; творческие упражнения.

К числу упражнений по образцу могут быть отнесены изложения, устный пересказ прочитанного, чтение наизусть, деловые бумаги.

По конструктивным заданиям выполняются упражнения, связанные с перестройкой данного учителем текста.

Все  остальные  виды работ  творческие, полностью самостоятельные , особенно такие,  как устные рассказы, импровизации, литературно-художественное  творчество, драматизация, словесное рисование, различные письменные  сочинения, отзывы о прочитанном,  письма  выполняются  обучающимися.

Материал  для сочинений, рассказов, бесед, дневников и т.п.  дают организованные  школой наблюдения на уроках или во время прогулок, походов, экскурсий; личный опыт учащихся, их трудовая, учебная и игровая деятельность, а также другие виды непосредственного, живого опыта; книги и другие печатные издания, слово учителя или какого-то другого взрослого, кинофильмы, произведения живописи, радиопередачи и другие источники опосредованного опыта, т.е. материал, собранный ранее другими людьми и переданный школьникам в отобранном, переработанном и обобщенном виде через слово или рисунок.

Очень важно, чтобы обучающиеся опирались на материал живого опыта, чтобы они пользовались также и книжным материалом, учились объединять тот и другой материал, например, в таких темах, как «Мой родной посёлок», «Птицы нашего края», «Наша великая Родина» и т.п.

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии речи недопустима.

Категория: Мои статьи | Добавил: ppbinag (16.10.2014)
Просмотров: 390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск